2017 год запомнился нам такими акциями, как «Я не боюсь сказать» и «Me too». Не только актрисы, но и простые женщины со всего мира рассказали о домогательствах и случаях сексуального насилия, с которыми им пришлось столкнуться. Самым масштабным прецедентом стала история с известным голливудским продюсером Харви Вайнштейном: более чем 40 актрис обвинили его в сексуальных домогательствах и насилии. За этим последовали обвинения в сторону Кевина Спейси, Джеймса Франко и ряда других известных мужчин, а также отказы кинокомпаний продолжать с ними сотрудничество. Ситуация 2017 года, скорее всего, радикально поменяет киноиндустрию в 2018-м. В мире моды такая гласность отдалась лишь эхом, и только ближе к концу прошлого года начали открываться подробности работы с некоторыми фотографами. Дизайнер Аника Керимова вспоминает, с чего все началось.
Аника Керимова: реакция модной индустрии на обвинения в домогательствах
Случай с фотографом Терри Ричардсона во многом доказывает, что модная индустрия и крупные издательские дома все еще закручены в спираль молчания, которая начала разворачиваться только на волне волны обвинений в Голливуде. Фотографии Ричардсона всегда были, мягко говоря, откровенными, а сюжеты часто эксплуатировали сексуальные темы. Вопросом, что действительно происходит на сете и как чувствуют себя модели, которым приходится позировать в кадре обнаженными, чтобы попасть в объектив звездного фотографа (нередко с самим фотографом без исподнего), невольно задавали себе все. Первые обвинения в сторону Ричардсона посыпались еще пять лет назад. Модели подали несколько исков на фотографа уже тогда, а сайт Jezebel в свое время сделал расследование и предоставил девушкам платформу для высказываний. Тем не менее даже после подобных прецедентов американский Vogue продолжал заказывать ему съемки, а знаменитости — позировать. Даже Бейонсе. Американский офис Condé Nast выступил с официальным заявлением об отказе работать с Ричардсоном только в этом октябре на волне скандала с Харви Вайнштейном. Думать о том, что Condé Nast не знал о предыдущих случаях харассмента, конечно, смешно. Всего с обвинениями против Ричардсона выступили 15 человек, среди них — модель Коко Роша и Лискула Коэн, которая заявила, что никогда не думала, что фотосессия может принести ей столько страданий. Последние обвинения коснулись ни много ни мало главных фотографов Condé Nast — Марио Тестино и Брюса Вебера. В минувшую субботу The New York Times опубликовала материал с деталями сексуальных домогательств, с которыми моделям приходилось сталкиваться на постоянной основе в ходе работы с фотографами. Всего 15 мужчин-моделей и 13 мужчин-ассистентов обвинили Вебера и Тестино в харассменте. Многие указывали на то, что сексуальные отношения были одной из обязательных условий работы с Тестино: например, модель Джейсон Федель рассказал, что его агенты были в курсе, что для прохождения кастинга нужно было отправиться на личную откровенную фотосессию с фотографом в «Шато Мармон», другие же признались в том, что им приходилось совершать приватные походы в номер Вебера и делать специальные «дыхательные» упражнения. Многие из моделей признаются, что чувствовали себя беспомощными — отказ от съемки с такими фотографами, как Вебер и Тестино, приравнивался к удару по карьере в индустрии моды. Более того, модельные агентства хорошо осведомлены: чтобы попасть на разворот Vogue или GQ, нужно немного больше, чем просто позировать в одежде. Это, как и давление агентств, в какой-то момент вынуждало моделей делать то, что им говорят. Сами фотографы все отрицают.
После обнародования свидетельств против Брюса Вебера и Марио Тестино Condé Nast не замедлил сделать официальное заявление о том, что прекращает работу с обоими фотографами. Кто будет теперь снимать обложки для американского Vogue, решительно непонятно, но главное, что все это — только начало. Проблема в том, что модели, по сути, являются последними в цепочке взаимоотношений медиа и люксовых гигантов. Последние считают, что ответственность по защите прав моделей лежит на агентствах, в то время как сами агентства сваливают все на бренды, которые работают с неэтичными фотографами, а сами фотографы оправдываются тем, что делают все возможное, чтобы сделать ту самую картинку и угодить заказчику.
Вскоре после официального отказа от сотрудничества с Брюсом Вебером и Марио Тестино представители Condé Nast заявили о начале разработки правил, которые помогут защитить моделей от домогательств. В соответствии с будущим регламентом компания больше не будет работать с моделями младше 18 лет, на сете не будет никакого алкоголя, но будет сторонний наблюдатель (помимо непосредственных подрядчиков). Наконец, все откровенные позы для фотосессий будут детально обсуждаться до начала съемки.